Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
 
Москва, Северо-Восток, Отрадное
 
Главная
Контакты
E-mail
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
НАШ БАННЕР



Зеркало нашего сайта расположено по адресу
kp-svao.narod.ru
Сайты окружных и районных отделений КПРФ г. Москвы

Центральное ОО
Восточное ОО
Северо-Восточное ОО
Северо-Западное ОО
Зеленоградское ОО
Южное ОО
Митинское РО
 
 
 
Книжная полка
 
 

Джон Ли Андерсон «Че Гевара. Важна только революция»

 
В этом году в издательстве «Амфора» наконец-то увидела свет книга Джона Ли Андерсона «Че Гевара. Важна только революция», в оригинале вышедшая в свет двенадцать лет назад. Эта книга представляет собой серьезный труд, написанный автором на основе кропотливой исследовательской работы в архивах Кубы, Мексики, Аргентины, Гватемалы, Германии и других стран, а также бесед с людьми, лично знавшими Че и принимавшими участие в его судьбе, в том числе и такими непубличными персонами, как его вдова Алейда Марч, бывший шеф кубинской разведки Мануэль Пиньейро и боливийский генерал в отставке Реке Теран. Этим книга Андерсона выгодно отличается от множества популярных работ, носящих компилятивный характер.

Не секрет, что Че Гевара давно уже превратился в trade mark и в поп-идол для сопливых леваков, которых до сих пор много на Западе, да и у нас они водятся. Возникла своего рода «чегеваровщина» - субкультура несерьезных юных «революционеров», к которым буржуазное общество не только относится терпимо и снисходительно, но и даже получает с них прибыль, выпуская массу продукции под этой trade mark. Данная книга как раз помогает очистить суровую и трагическую фигуру героя от этой накипи.

В книге содержится много общеизвестной информации (особенно это касается участия Че в партизанской войне на Кубе), однако, автор открывает и много доселе неизвестных фактов и эпизодов, позволяющих в чем-то взглянуть на Че Гевару по-новому. Так какой же он, команданте Че Гевара?

Прежде всего, можно отметить тот парадоксальный факт, что Че Гевара почти совсем не интересовался политикой в нашем обычном понимании: митингами, выборами, интригами, и подобное проявилось уже в ранней молодости. Когда его друг Альберто спросил пятнадцатилетнего Эрнесто, будет ли он участвовать в молодежной демонстрации протеста, он ответил отрицательно. Че заявил, что пошел бы на марш только с револьвером в руках. По его мнению, данный марш был не более чем бессмысленным жестом, а его участников «просто отделают дубинками» (какой контраст с нашими «несогласными», весь смысл существования которых заключается в том, чтобы получать по лбу и пожаловаться правозащитникам!).

Для Эрнесто существовала только вооруженная борьба. С презрением он относился и ко всяким «демократическим свободам». Уже много позже, находясь в Гватемале, в письме к тете Беатрикс Че заявил, что будь на месте президента, он закрыл бы все издания, финансируемые янки. Когда Фидель, придя к власти, стал закручивать гайки и давить буржуазную «оппозицию», и этим вызвал разочарование Сартра и прочей леволиберальной общественности, Гевара в этом полностью поддержал его (лозунг того времени: «Революции – да, выборам – нет!»).

Он не только не был борцом за абстрактную свободу, не был Че и гуманистом-филантропом, в противном случае он был просто поехал бы врачом в джунгли лечить индейцев. Автор книги, желая пощекотать нервы читателей, особое внимание обращает на описание расстрелов, в которых принимал участие Че, и даже на то, что по его приказу был задушен щенок, который своим лаем мог выдать партизан (позднее сам команданте посвятил этому статью «Убитый щенок», обосновывая тезис о том, что во время революции гибель невиновных неизбежна). И что уже совсем не понравится нынешним политкорректным левакам, Че относился к женщинам как настоящий мачо и презирал представителей «сексуальных меньшинств».

При взгляде на фигуру Эрнесто Че сразу же бросается в глаза его страстный антиамериканизм, мало чего общего имеющий с марксизмом и носивший скорее мистический характер, в образе ненависти к «бледнолицым дьяволам». Это Ленин в своем «Письме к американским рабочим» нахваливал их «демократические традиции», а вот Че Гевара надежд на революционность американского пролетариата не питал, для него все гринго были на одно лицо, и это было лицо врага.

Когда Аргентина объявила войну Третьему Рейху, юного Эрнесто это дико возмутило, но не потому, что он был на стороне Гитлера, а потому что аргентинское правительство сделало это под давлением США, и он разделял с националистами чувство стыда за собственную страну, пресмыкающуюся перед янки. Позже своему другу Че Гевара хвастался, что во время путешествия по Бразилии подрался в порту с обычным американским матросом. Эту ненависть к бледнолицым англосаксам Че пронес через всю свою жизнь. Уже будучи на Кубе, он очень жалел, что советские ракеты так и не стартовали по направлению к американским городам (хотя понятно, что ответным ударом Куба, скорее всего, была бы полностью уничтожена). Так что по духу Че был скорее ближе шахидам, а не каким-нибудь комсомольцам-алконавтам.

Не ставя под сомнение марксистских убеждений Че, автор книги наглядно показывает, что он проявлял полное безразличие к догматическим разногласиям между представителями различных течений марксизма. Самому ему был, конечно, ближе по духу маоизм с его ставкой на крестьянскую партизанскую войну, но при этом он сотрудничал со всеми, кто мог оказаться полезным в деле разжигания партизанской войны в Латинской Америке, в том числе и с троцкистами, что вызывало раздражение у просоветски настроенных коммунистов. Поддерживал он контакт и со свергнутым лидером Аргентины Пероном, бывшим во многих отношениях последователем Муссолини. Начавшаяся повсеместно революция должна была, по мысли Че, примирить поссорившиеся к тому времени СССР и Китай.

В своей книге Джон Ли Андерсон уделяет большое внимание двум доселе мало освещавшимся эпизодам, имевшим роковое значение для судьбы самого Че Гевары. После победы на Кубе, мечтая совершить революцию в Аргентине, он направил туда небольшой отряд добровольцев во главе с журналистом Мазетти, поставив перед ним задачу создать на севере страны партизанскую базу. Мазетти был весьма примечательной личностью, ранее он являлся активистом неофашистской организации – Националистического освободительного движения. Однако, партизанский лидер из журналиста оказался никудышный. В своем маленьком отряде он установил порядок, напоминающий «Народную расправу» Нечаева: чтобы проверить на прочность одних, заставлял их убивать других, проявивших слабину. Увлекшись расправами, Мазетти забыл основное правило партизана, что надо как можно чаще менять свое местоположение, и вскоре его отряд был обнаружен и разгромлен правительственными силами, а сам он пропал без вести. До сих пор о судьбе команданте Сегундо (таково было партизанское прозвище Мазетти) выдвигают разные гипотезы.

Когда Че Гевара узнал, что все его надежды на начало партизанской борьба в Аргентине рухнули, он был потрясен. Именно фиаско Мазетти побудило его отправиться в Боливию, где он рассчитывал взять дело континентальной революции в свои руки. Описывая подготовку боливийской экспедиции, Дж. Л. Андерсон уделяет большое внимание интригам, связанным с нежеланием лидера боливийских коммунистов Монхе помочь становлению партизанского движения в собственной стране. Боливийская компартия сумела накануне что-то получить на выборах, и тепленькие места в парламенте манили ее руководство больше, чем перспектива бегать с винтовкой по горам и джунглям. Такую позицию боливийцев поддержали и советские товарищи.

Однако, не желая ссориться с кубинцами, Монхе занял двуличную позицию. Бойцам Че Гевары он говорил, что готов вступить рядовым в их отряд, а сам тем временем посоветовал своим приближенным затаиться и не вступать в какие-либо контакты с людьми Че, опасаясь, что участие коммунистов в партизанской войне обрушит на компартию репрессии. Оставшись без поддержки из городов, партизаны были обречены, и поэтому вдова Че Гевары Алейда Марч считает «этого уродливого индейца» (Монхе) виноватым в смерти её мужа. Сам Монхе, кстати, вскоре после описываемых событий эмигрировал и жил (возможно, живет до сих пор) в Москве…

В конце своей жизни Карл Шмитт написал книгу «Теория партизана», в которой Партизан вступает как эсхатологическая фигура, переступающий через все границы и правила непримиримый противник Системы. И можно сказать, что в наибольшей мере архетипу Партизана соответствует бывший порождением вулканической почвы Латинской Америки образ легендарного команданте Че.

Андрей Игнатьев

 
<< назад
 
 
 
 
Уважаемые жители района Отрадное, свои статьи и фото о проблемах района вы можете прислать на
E-mail:
otradnoe-kp@mail.ru
или сообщить по
тел. 8-916-949-16-47
 
Если вы желаете получать периодические издания МГК КПРФ оставьте заявление по
тел. 8-916-949-16-47
или e-mail:
otradnoe-kp@mail.ru
 
О времени приема депутатов от КПРФ вы можете узнать по
тел. 8-916-949-16-47
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Хостинг от uCoz