В этом году в издательстве «Амфора» наконец-то
увидела свет книга Джона Ли Андерсона «Че Гевара. Важна
только революция», в оригинале вышедшая в свет двенадцать
лет назад. Эта книга представляет собой серьезный труд,
написанный автором на основе кропотливой исследовательской
работы в архивах Кубы, Мексики, Аргентины, Гватемалы,
Германии и других стран, а также бесед с людьми, лично
знавшими Че и принимавшими участие в его судьбе, в том
числе и такими непубличными персонами, как его вдова Алейда
Марч, бывший шеф кубинской разведки Мануэль Пиньейро и
боливийский генерал в отставке Реке Теран. Этим книга
Андерсона выгодно отличается от множества популярных работ,
носящих компилятивный характер.
Не секрет, что Че Гевара давно уже превратился в trade
mark и в поп-идол для сопливых леваков, которых до сих
пор много на Западе, да и у нас они водятся. Возникла
своего рода «чегеваровщина» - субкультура несерьезных
юных «революционеров», к которым буржуазное общество
не только относится терпимо и снисходительно, но и даже
получает с них прибыль, выпуская массу продукции под
этой trade mark. Данная книга как раз помогает очистить
суровую и трагическую фигуру героя от этой накипи.
В книге содержится много общеизвестной информации (особенно
это касается участия Че в партизанской войне на Кубе),
однако, автор открывает и много доселе неизвестных фактов
и эпизодов, позволяющих в чем-то взглянуть на Че Гевару
по-новому. Так какой же он, команданте Че Гевара?
Прежде всего, можно отметить тот парадоксальный факт,
что Че Гевара почти совсем не интересовался политикой
в нашем обычном понимании: митингами, выборами, интригами,
и подобное проявилось уже в ранней молодости. Когда
его друг Альберто спросил пятнадцатилетнего Эрнесто,
будет ли он участвовать в молодежной демонстрации протеста,
он ответил отрицательно. Че заявил, что пошел бы на
марш только с револьвером в руках. По его мнению, данный
марш был не более чем бессмысленным жестом, а его участников
«просто отделают дубинками» (какой контраст с нашими
«несогласными», весь смысл существования которых заключается
в том, чтобы получать по лбу и пожаловаться правозащитникам!).
Для Эрнесто существовала только вооруженная борьба.
С презрением он относился и ко всяким «демократическим
свободам». Уже много позже, находясь в Гватемале, в
письме к тете Беатрикс Че заявил, что будь на месте
президента, он закрыл бы все издания, финансируемые
янки. Когда Фидель, придя к власти, стал закручивать
гайки и давить буржуазную «оппозицию», и этим вызвал
разочарование Сартра и прочей леволиберальной общественности,
Гевара в этом полностью поддержал его (лозунг того времени:
«Революции – да, выборам – нет!»).
Он не только не был борцом за абстрактную свободу,
не был Че и гуманистом-филантропом, в противном случае
он был просто поехал бы врачом в джунгли лечить индейцев.
Автор книги, желая пощекотать нервы читателей, особое
внимание обращает на описание расстрелов, в которых
принимал участие Че, и даже на то, что по его приказу
был задушен щенок, который своим лаем мог выдать партизан
(позднее сам команданте посвятил этому статью «Убитый
щенок», обосновывая тезис о том, что во время революции
гибель невиновных неизбежна). И что уже совсем не понравится
нынешним политкорректным левакам, Че относился к женщинам
как настоящий мачо и презирал представителей «сексуальных
меньшинств».
При взгляде на фигуру Эрнесто Че сразу же бросается
в глаза его страстный антиамериканизм, мало чего общего
имеющий с марксизмом и носивший скорее мистический характер,
в образе ненависти к «бледнолицым дьяволам». Это Ленин
в своем «Письме к американским рабочим» нахваливал их
«демократические традиции», а вот Че Гевара надежд на
революционность американского пролетариата не питал,
для него все гринго были на одно лицо, и это было лицо
врага.
Когда Аргентина объявила войну Третьему Рейху, юного
Эрнесто это дико возмутило, но не потому, что он был
на стороне Гитлера, а потому что аргентинское правительство
сделало это под давлением США, и он разделял с националистами
чувство стыда за собственную страну, пресмыкающуюся
перед янки. Позже своему другу Че Гевара хвастался,
что во время путешествия по Бразилии подрался в порту
с обычным американским матросом. Эту ненависть к бледнолицым
англосаксам Че пронес через всю свою жизнь. Уже будучи
на Кубе, он очень жалел, что советские ракеты так и
не стартовали по направлению к американским городам
(хотя понятно, что ответным ударом Куба, скорее всего,
была бы полностью уничтожена). Так что по духу Че был
скорее ближе шахидам, а не каким-нибудь комсомольцам-алконавтам.
Не ставя под сомнение марксистских убеждений Че, автор
книги наглядно показывает, что он проявлял полное безразличие
к догматическим разногласиям между представителями различных
течений марксизма. Самому ему был, конечно, ближе по
духу маоизм с его ставкой на крестьянскую партизанскую
войну, но при этом он сотрудничал со всеми, кто мог
оказаться полезным в деле разжигания партизанской войны
в Латинской Америке, в том числе и с троцкистами, что
вызывало раздражение у просоветски настроенных коммунистов.
Поддерживал он контакт и со свергнутым лидером Аргентины
Пероном, бывшим во многих отношениях последователем
Муссолини. Начавшаяся повсеместно революция должна была,
по мысли Че, примирить поссорившиеся к тому времени
СССР и Китай.
В своей книге Джон Ли Андерсон уделяет большое внимание
двум доселе мало освещавшимся эпизодам, имевшим роковое
значение для судьбы самого Че Гевары. После победы на
Кубе, мечтая совершить революцию в Аргентине, он направил
туда небольшой отряд добровольцев во главе с журналистом
Мазетти, поставив перед ним задачу создать на севере
страны партизанскую базу. Мазетти был весьма примечательной
личностью, ранее он являлся активистом неофашистской
организации – Националистического освободительного движения.
Однако, партизанский лидер из журналиста оказался никудышный.
В своем маленьком отряде он установил порядок, напоминающий
«Народную расправу» Нечаева: чтобы проверить на прочность
одних, заставлял их убивать других, проявивших слабину.
Увлекшись расправами, Мазетти забыл основное правило
партизана, что надо как можно чаще менять свое местоположение,
и вскоре его отряд был обнаружен и разгромлен правительственными
силами, а сам он пропал без вести. До сих пор о судьбе
команданте Сегундо (таково было партизанское прозвище
Мазетти) выдвигают разные гипотезы.
Когда Че Гевара узнал, что все его надежды на начало
партизанской борьба в Аргентине рухнули, он был потрясен.
Именно фиаско Мазетти побудило его отправиться в Боливию,
где он рассчитывал взять дело континентальной революции
в свои руки. Описывая подготовку боливийской экспедиции,
Дж. Л. Андерсон уделяет большое внимание интригам, связанным
с нежеланием лидера боливийских коммунистов Монхе помочь
становлению партизанского движения в собственной стране.
Боливийская компартия сумела накануне что-то получить
на выборах, и тепленькие места в парламенте манили ее
руководство больше, чем перспектива бегать с винтовкой
по горам и джунглям. Такую позицию боливийцев поддержали
и советские товарищи.
Однако, не желая ссориться с кубинцами, Монхе занял
двуличную позицию. Бойцам Че Гевары он говорил, что
готов вступить рядовым в их отряд, а сам тем временем
посоветовал своим приближенным затаиться и не вступать
в какие-либо контакты с людьми Че, опасаясь, что участие
коммунистов в партизанской войне обрушит на компартию
репрессии. Оставшись без поддержки из городов, партизаны
были обречены, и поэтому вдова Че Гевары Алейда Марч
считает «этого уродливого индейца» (Монхе) виноватым
в смерти её мужа. Сам Монхе, кстати, вскоре после описываемых
событий эмигрировал и жил (возможно, живет до сих пор)
в Москве…
В конце своей жизни Карл Шмитт написал книгу «Теория
партизана», в которой Партизан вступает как эсхатологическая
фигура, переступающий через все границы и правила непримиримый
противник Системы. И можно сказать, что в наибольшей
мере архетипу Партизана соответствует бывший порождением
вулканической почвы Латинской Америки образ легендарного
команданте Че.
Андрей Игнатьев |