Товарищи коммунисты! Мне доклад Президиума,
озвученный Д.Г. Новиковым, очень понравился. Понравился,
прежде всего, своим воздержанием – тем, что в нем ни
словом, ни жестом не поддержана порочная тенденция извращения
программных установок, получившая, к сожалению, распространение
в рядах партии. В докладе правильно указано, что интернационализм
– не космополитизм, а патриотизм – не есть национализм.
Но это еще только слишком общие положения. Они нуждаются
в развитии. Доклад не поддержал указанную тенденцию,
но и не покритиковал. Можно я покритикую?
Обсуждаемый сегодня вопрос многогранен и остр. Мы помним,
что Маркс и Энгельс определяли «идеологию», как ложное,
иллюзорное сознание. Многие века идеология (особенно
религиозная) употреблялась в качестве дубины в борьбе,
не имеющей никакого отношения к идеям, – в борьбе за
власть и за собственность. Именно из-за этого полыхали
костры инквизиции.
С тех пор значение термина «идеология» формально изменилось,
но его реликты – остались. Мы наблюдаем их по сей день.
В том числе и в жизни партии.
Поэтому я хочу обратить внимание участников пленума
на опасность превращения идеологии в дубину.
Нет, я говорю не о пресловутой «борьбе с инакомыслием».
Чтобы бороться с инакомыслием, «борец» сам должен уметь
мыслить. Здесь другое. Речь идет об искусственном превращении
своих конкурентов – в инакомыслящих.
Прием этот старый, как мир, практикуемый со времен
пророка Самуила, которому вдруг не понравился царь Саул.
И, правда, чем деятели, не имеющие успехов в практической
работе, а имеющие одни провалы, – чем они могут оправдаться
и попытаться доказать свою, так сказать, «небесполезность»?
Только тем, что они идеологически чисты и устойчивы.
Как говорил у Гоголя городничий, доказывая свою бОльщую
благонамеренность по сравнению с Тяпкиным-Ляпкиным,
«Ну, а что, что вы берете взятки борзыми щенками? Зато
вы в бога не веруете, а я, по крайней мере, в вере тверд
и каждое воскресенье бываю в церкви».
Так вот, по моему мнению, таких – практически несостоятельных,
но зато «твердых в вере», – товарищей развелось в партии
в последнее время слишком много.
Именно их усилиями воспроизводятся самые худшие традиции
прошлого. В частности, традиции лысенковщины. Литературный
персонаж, прототипом которого послужил Лысенко, объяснялся
так:
"Карьеризм, Федя, свойство всей мыслящей материи.
У одного карьеризм – в приобретении вещей. А у ученого,
у государственного деятеля высший карьеризм. Ученый
приобретает умы. Кто меня хочет оспаривать... Или подсиживать...
того я сейчас же переведу в идеологическую плоскость
и отдам в распоряжение умов, которые я приобрел. И они
его чувствительно – как я скажу – посекут».
Вот вам и вся суть «идеологической борьбы». Никакой
ИДЕЙНОСТИ тут нет, а есть «идеологическая плоскость»,
жупел, дубина. И именно эта дубина раскалывает партию.
Как говорили в старину, «был бы человек, а статья найдется».
Теперь говорят: «бы человек, а уклон найдется».
Тот факт, что ленинградцы и москвичи были обвинены
в «неотроцкизме» – это чистой воды случайность. В иных
обстоятельствах они с тем же успехом могли быть обвиненными
в «великодержавном шовинизме».
Я знаю, о чем говорю. Сошлюсь на личный опыт.
В 1983 году, будучи председателем институтской первички
Философского общества, я организовал на свой страх и
риск семинар по обсуждению одной из статей известного
историка и публициста, впоследствии лидера московского
патриотического движения «Отечество», Аполлона Григорьевича
Кузьмина в патриотическом журнале «Наш Современник».
Статья была именно о русском вопросе. Поднялся жуткий
переполох. Этим делом, минуя райкомовский и горкомовский
уровень, занялся сразу отдел пропаганды и агитации ЦК
КПСС. Главного редактора журнала Сергея Васильевича
Викулова вызывали на ковер и дали строгача. Меня хотели
исключить из партии и не смогли исключить только потому,
что я был тогда беспартийным. Но зато было ликвидировано
Московское городское отделение Философского общества.
Как сказал Пушкин, «бывают странные сближения».
Тогда я был объявлен «русским шовинистом», или, как
тогда изящно выражались, «русопятом». И спасибо Ричарду
Ивановичу Косолапову, что он не убоялся этого дурацкого
жупела и принял меня на работу в журнал «Коммунист».
Теперь меня уже четвертый год полоскают на форуме официального
сайта КПРФ, как «неотроцкиста». Три года назад я обращался
в Президиум ЦК с просьбой разобраться и выразить его
отношение к этим наветам, но ответа, к сожалению, так
и не дождался.
И тогда, и теперь такого рода делами занимались и занимаются
люди, чьи знания в области философии, истории и политэкономии
стремятся к абсолютному нулю. Ничего, кроме гомерического
смеха, их аргументы вызвать не могут. Так, Валентин
Степанович Никитин вполне серьезно утверждает, что слово
культура означает в русском языке «культ Ра», то есть
культ Солнца. Ну а политура тогда что такое – неужели
это «политика Солнца»?
В результате навязанной партии ложной идеологической
дискуссии всякие микроскопические личности мнят себя
уже «идейными вождями» целых «направлений», если не
«всей партии». Почитайте, что вытворяют на официальном
форуме КПРФ.ру его модераторы Строев и Мамушкин. Мыслей
– естественно, ни грана, зато навешивания идеологических
ярлыков – пуды. Правда, сегодня у них главный враг уже
не Фролов, а недавний союзник – Юрий Павлович Белов.
Так они хотят сожрать всю партию.
Такого рода «дискуссиями» в кавычках мы портим партийную
молодежь. Я внимательно читаю форумы, посещаемые в основном
молодыми коммунистами. Сплошные разборки, кто из них
«неотроцкист», а кто «русский социалист». А поскольку
знаний молодым людям, естественно, не хватает, их споры
перерастают обычно в матерщину. А положительной работы
– ноль.
В результате мы видим ужасное снижение теоретического
уровня даже у ветеранов. Так, Виктор Трушков в «Правде»
разгромил политику Московского горкома не с позиций
какого-то там «нео», а с позиций самого что ни на есть
натурального, махрового троцкизма: надо бороться сразу
за социалистическую революцию, а за демократию бороться
не надо. Это, мол, «социал-соглашательства».
Если Трушков прав, то первым социал-соглашателем является
Ленин, вторым – Сталин, третьим Зюганов, а четвертым
– Новиков, только что доложивший нам, что необходимо
за модернизацию политической системы в плане ее большей
демократизации.
Обвинения питерцев и москвичей в сотрудничестве с оранжевыми
либералами – лицемерно. Оно противоречит реальной партийной
практике.
На федеральных и региональных выборах КПРФ не сотрудничает
ни с какими «патриотами» и «национальными освободителями».
Реально она сотрудничает с богатыми представителями
либеральной буржуазии. Большинство этих представителей
– выходцы из СПС, сохраняющие, по признанию нашего депутата
Госдумы Алексея Багарякова прекрасные отношения с Борисом
Немцовым, Ириной Хакамадой и Никитой Белых. Бизнес Багарякова,
по его собственному публичному признанию, заключается
в том, чтобы завладеть предприятием, рабочих – уволить,
станки сдать на металлолом, а землю и здания – продать.
То, что эти либеральные буржуа, достигнув своих целей,
отходят, подобно иркутскому мэру Кондрашову, от КПРФ
к «Единой России», – это другой вопрос, заслуживающий
отдельного разговора.
Или возьмем проблему голосований фракций КПРФ в региональных
заксобраниях за губернаторов. Три одинаковых случая
– на протяжении нескольких месяцев. Свердловск – по
звонку из Москвы. Тула – по текущей политике сотрудничества
с властью. Челябинск – в нарушение постановления Президиума
ЦК. Три однородных действия, но в одних случаях люди
объявляются «неотроцкистами», а в других остаются правоверными.
Я считаю, что полный запрет раз и навсегда на какое-либо
действие – нелепость. Это шаблон, который сковывает
партию. В каждом отдельном случае следует разбираться
конкретно и принимать решение, исходя из анализа конкретной
ситуации. Я даже не против взаимодействия с либеральной
буржуазией – в некоторых случаях оно бывает полезным.
Я только против двойных стандартов. И использования
ложных идеологических аргументов для их обоснования.
Благодарю за внимание. |